Утилизация шин

Увеличение количества автомобилей на наших дорогах увеличивает производство и реализацию автомобильных покрышек. А так как шины у автомобиля меняются в среднем каждые 3-5 лет, то естественно возникает вопрос об утилизации покрышек отработавших свой срок.

Утилизация шин обусловлена множеством токсичных веществ, которые входят в их состав. Европа еще в 2003 году отказалась от сжигания шин, как способа их утилизации. При сжигании 1т. отработавших покрышек выделяется приблизительно 270кг сажи и 450 кг токсичных газов, среди которых сильнейшие канцерогены - бифенил и бензапирен. Не решает проблему и захоронение в почву. В естественных условиях закопанные покрышки разлагаются около 100 лет, загрязняя почву все теми же токсичными соединениями. Поэтому в Евросоюзе решение об утилизации шин способом захоронения в целом виде запрещено в том же 2003 году, а в измельченном – с 2006года.

Больше того, в развитых странах существуют законы, обязывающие производителей продукции, которая со временем превращается в отходы, заботиться и про ее утилизацию. 58% европейских стран подписали декрет, по которому производители шин должны участвовать в утилизации использованных шин выплачивая взносы соответственно своим продажам. А в ряде стран в стоимость каждой купленной потребителем шины входит специальный налог, отчисляемый затем в специальный фонд, который финансирует утилизацию.

У нас в стране никаких стимулирующих утилизацию законов нет и в основном ни производители, ни продавцы шин этой проблемой не озабочены. В настоящее время утилизируется чуть больше 1% изношенных покрышек и ситуация вокруг выглядит приблизительно так:: 9% опрошенных - выбрасывают шины на свалку, 14% - оставляют на шиномонтаже, 15% - используют в личном хозяйстве и 62% - не знают, что с ними делать. Если учесть, что сдать покрышки в утилизацию не так-то просто и за эту услугу приходится еще и доплачивать, то обычному водителю гораздо легче незаметно оставить их, где придется, совершенно не заботясь о возникающих в связи с этим проблемах.

Вместе с тем, входящие в состав автомобильных шин каучук, металл и текстильный корд, представляют собой ценное сырье, которое будучи переработано, могло бы стать заметным дополнением на рынке вторичного сырья, и способствовало бы заметному ослаблению напряженности экологической обстановки в целом.