Паспортизация опасных отходов

Составляем паспорта на любые отходы и сопровождаем их в Росприроднадзоре!

Паспортизация опасных отходов – важный аспект деятельности предприятий. Это процесс документации принадлежности отходов к определенному классу опасности, сведений о составе, свойствах, условиях размещения и необходимых технологиях обезвреживания. 

Иными словами это составление документа с полными сведениями об отходе. Данное определение соответствует «основным понятиям» Федерального закона РФ №89 «Об отходах производства и потребления».

Паспорта составляются для 1-4 класса опасности. Всего в зависимости от степени негативного влияния на окружающую среду различают пять классов:

• к первому относят чрезвычайно опасные отходы; 

• ко второму - высокоопасные отходы;

• к третьему - умеренно опасные отходы;

• к четвертому - малоопасные отходы;

• к пятому - практически неопасные отходы.

Отметим, что опасными считаются вещества, характеризующиеся взрывоопасностью, токсичностью, пожароопасностью, высокой степенью реакционной способности, содержанием возбудителей инфекционных болезней и иными опасными для человека и окружающей среды свойствами

Кому и зачем нужна паспортизация опасных отходов? 

Составление паспортов необходимо индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, практика которых сопровождается образованием опасных отходов. Наличие таких отходов предполагается даже в работе небольших офисов, например, старые люминесцентные лампы относят к 1-му классу опасности, а мусор, собранный при уборке бытовых помещений, - к 4-му классу. 

Государственными органами экологического контроля проводятся периодические проверки, и в случае, если опасные отходы найдутся, а паспортов не окажется, предприятие будет нести ответственность (согласно положениям Кодекса РФ об административных нарушениях). За отсутствие паспорта предусматривается взимание штрафов (от 10 тысяч до 250 тысяч рублей) и приостановление деятельности (на срок до 90 дней). Кроме того, отсутствие паспорта делает невозможным транспортировку, переработку и утилизацию.

Прежде чем говорить о порядке паспортизации опасных отходов, определимся с понятием ФККО (федерального классификационного каталога отходов), потому как для видов, зарегистрированных в ФККО, предусматривается один порядок, для прочих отходов – несколько иной. 

Что такое ФККО?

Федеральный классификационный каталог отходов включает следующие блоки:

1. ОТХОДЫ СЕЛЬСКОГО, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА, РЫБОВОДСТВА И РЫБОЛОВСТВА.

2. ОТХОДЫ ДОБЫЧИ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ.

3. ОТХОДЫ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

4. ОТХОДЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ И НЕПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ; МАТЕРИАЛЫ, ИЗДЕЛИЯ, УТРАТИВШИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА, НЕ ВОШЕДШИЕ В БЛОКИ 1-3, 6-9.

6. ОТХОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЕЙ, ГАЗОМ И ПАРОМ.

7. ОТХОДЫ ПРИ ВОДОСНАБЖЕНИИ, ВОДООТВЕДЕНИИ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СБОРУ И ОБРАБОТКЕ ОТХОДОВ.

8. ОТХОДЫ СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕМОНТА.

9. ОТХОДЫ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРОЧИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НЕ ВОШЕДШИЕ В БЛОКИ 1-3, 6-8.

При этом классификатор отходов является составной частью Государственного кадастра отходов, в который также входит реестр объектов размещения (перечень полигонов, хранилищ, утилизационных площадок) и банк данных, оговаривающий технологии обращения с отходами и способы их обезвреживания. Отметим, что каждому виду отходов присваивается 11-значный код.

Несколько слов о кодировании

11-значный код определяет вид опасных отходов, отражает классификацию характеристик и несет следующую информацию:

• первые 8-мь цифр – кодировка происхождения видов отходов и их состава; 

• 9-я и 10-я цифры - кодировка агрегатного состояния и физической формы отхода; 

• 11-я – кодировка кодирования класса опасности  вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. 

Порядок паспортизации опасных отходов

Регламент паспортизации определяется Правительством России. Паспорта заполняются по единой форме, утвержденной приказом Министерства природопользования. При этом на каждый вид отходов нужно составлять отдельный паспорт. 

Общими пунктами для паспортизации зарегистрированных и не зарегистрированных в ФККО отходов будут:

1. Подготовка предприятием сведений об отходах: 

∙ о наименовании;

∙ о происхождении;

∙ о количестве;

∙ о перечне опасных свойств;

∙ о составе и токсичности компонентов;

∙ о рекомендуемых технологиях переработки;

∙ о пожаро- и взрывоопасных свойствах;

∙ о коррозионной активности;

∙ о реакционной способности;

∙ о мерах предосторожности при обращении;

∙ об ограничениях при транспортировке;

∙ дополнительные сведения плюс информация о наименовании и реквизитах предприятия.

Для тех отходов, которые не входят в ФККО, паспортизация опасных отходов потребует дополнительных расчетов и лабораторных исследований, при этом нужны будут протоколы количественного анализа, выполненного аккредитованной лабораторией, акты отбора проб, протоколы биотестирования, сведения о составе и технологиях обработки исходного сырья, в результате преобразования которого происходит образование опасных отходов.

Собранные сведения вносятся в проект паспорта, который утверждается руководителем предприятия и передается территориальным структурам на согласование.

2. Подача заявления на выдачу свидетельства о классе опасности и заявления на согласование паспорта опасных отходов. Передача подготовленных материалов в территориальные органы в двух экземплярах. Их описывают, на втором экземпляре фиксируют дату обращения и возвращают его владельцу.

3. Ожидание подтверждения и сопроводительных документов. Согласно закону Росприродонадзор в 5-дневный срок рассматривает компетентность и полноту документов. Если все в порядке и дополнительных материалов не требуется, то в 30-дневный срок происходит согласование, если нет – документы возвращаются на доработку с указанием недостающей документации или сведений.

О сроках действия паспортов опасных отходов

Сроки оговариваются в Приказе Ростехнадзора №570, рассматривающем организацию работ по паспортизации опасных отходов. Паспорта для отходов, входящих в ФККО, по сроку действия не ограничены. За исключением случаев, когда в процессах, протекающих с образованием опасных отходов, происходят изменения (в данной ситуации паспорт придется переоформлять).

Паспорта для отходов, не входящих в ФККО, ограничиваются периодом регистрации данного отхода.

В заключение отметим, что стоимость паспортизации опасных отходов и согласования паспортов определяется видом, компонентным составом и количеством отходов.