Переработка шин

Переработка шин: утилизировать, нельзя сжечь

Переработка шин в крошку считается наиболее перспективным направлением утилизации. Изношенные покрышки относят к отходам 4-го класса опасности. При их сжигании выделяются токсичные вещества (например, пирен, фенантрен), а закопанная в землю или выброшенная на свалку резина полностью разлагается не одну сотню лет. В результате контакта шин с грунтовыми водами и атмосферными осадками вымывается целый ряд токсичных веществ (в частности этанол, дифеламин (3-й класс опасности), дибутилфталат, фенантрен (2-й класс опасности)).

Зачем же жечь, хоронить и выбрасывать то, что можно переработать безопасно для окружающей среды?

Услуги по утилизации шин предоставляются как заводами по переработке, так и компаниями по утилизации опасных отходов, при этом во втором случае все хлопоты – сортировка, утилизация и выдача юридических документов – это работа компании.

О ситуации в мире и ценах на утилизацию шин

В Европе еще с 2003 года на сжигание шин наложен строжайший запрет. В России в 2013 году Минпромторг подготовил законопроект об утилизации отходов промышленных производств. В нем есть положение об обязательности процедуры переработки отработавших свой срок шин. Принятие закона ожидается в 2014 году.

Согласно данным статистики, в России ежегодно выбрасывается 1,2 млн. тонн автомобильных шин, а перерабатывается только не более 10%. Для сравнения в Европе образовывается более 3,3 млн. тонн, перерабатывается – 90%. При этом организовано три схемы организации и финансирования.

Так, в Дании, Венгрии, Словакии, Латвии и на Кипре производители шин платят государству специальный налог. В Швеции, Норвегии, Финляндии, Португалии, Польше и во Франции рециклинг оплачивается специальными фондами, в которые компании-производители перечисляют часть соей выручки, и, наконец, в Германии и Италии действует свободная рыночная модель, предусматривающая оплату утилизации теми, кто сдает шины.

При этом так называемый экологический взнос зависит от веса и категории (например, шины от легковых авто утилизируются по цене 1,5 евро за килограмм (почти 80 российских рублей)), в то время как в России за утилизацию килограмма берут только 5,5 рублей – это самая низкая цена. И это при том, что шины от российских производителей более сложные для переработки из-за большей жесткости резины и использования корда смешанного типа.

Измельчение в крошку как способ переработки изношенных шин

В настоящее время существует два принципиально различающихся пути переработки шин: измельчение и переработка с изменением химической структуры (термодеструкция и пиролиз). Отметим, что пиролизные технологии экологически небезопасны и запрещены в ряде западных стран.

Таким образом, переработку шин в крошку признают наиболее рациональным и простым способом, максимально сохраняющим химические и физико-механические свойства материала. Помимо крошки получают еще металлический и текстильный корд.

Различают следующие основные способы измельчения: механическое измельчение с помощью режущих инструментов (с охлаждением и в эластичном состоянии), измельчение «озонным ножом», бародеструкционным способом и с помощью роторного диспергатора.

С механической переработкой шин в крошку понятно: шины измельчают с использованием различных механизмов: прессов, гильотин, резаков, механических, дисковых и гидравлических ножниц, молотковых или шредерных дробилок, грануляторов, «Вальцов». При этом резину в «замороженном» перерабатывать легче (она более хрупкая).

Метод «озонного ножа» предполагает обработку («продувание») изношенных шин озоном, что приводит к их рассыпанию в мелкую крошку с отделение от текстильного и металлического корда. У этого метода имеются существенные недостатки – низкое качество резины на выходе и экологическая небезопасность (требуется озон в больших концентрациях).

Бародеструкция основана на «псевдосжигании» резины при высоком давлении и ее истечении через отверстия специальной камеры. При этом резина отделяется от корда, измельчается и выходит в виде тезино-тканевой крошки, которую нужно доизмельчать и сепарировать. Корд при этом выходит в виде спрессованного брикета. Технология энергозатратна и малопроизводительна.

Роторный диспергатор требует уже измельченных резиновых фрагментов размером 15-20 мм. Они сдавливаются шнеком в гильзе и выпускаются в зазоры 1-1,5 мм. Способ энергозатратный, основной элемент – гильзы – стоят дорого и быстро изнашиваются, поэтому на выходе имеем продукт высокой себестоимости.

Для чего нужна резиновая крошка?

Полученную в результате переработки шин крошку используют в зависимости от фракций.

Самая мелкая (0,2-0,45 мм) идет на изготовление покрышек (современные технологии позволяют использовать до 80% крошки), подошву для обуви.

Фракцию до 0,6 мм используют при изготовлении шлангов, тормозных колодок, изделий из пластмассы, мягкой рулонной кровли, гидроизоляционных мастик, транспортерных лент, изоляции электрических кабелей, в качестве сорбционного материала для сбора сырой нефти и нефтепродуктов.

Более крупные частицы до 1 мм добавляют в асфальт, используются для изготовления мягких и нескользких резиновых покрытий для велосипедных и беговых дорожек, тротуаров, детских и спортивных площадок, ступенек метро, остановок, пешеходных переходов. При этом добавление резиновой крошки в асфальт предотвращает появление трещин (битум, смешанный с крошкой, перестает плавиться на солнце и теряет хрупкость в морозную погоду), а еще в значительной степени снижает уровень шума от движения автомобилей.

Фракцией в 2-5 мм засыпают футбольные, теннисные и другие спортивные поля, выложенные искусственной травой, набивают спортинвентарь.